Украинский премьер Арсений Яценюк предложил парламентариям страны установить минимальную цену на природный газ и нефть, о чем он и сообщил сегодня на брифинге. Украина также боится потерять «Газпром» как единственного транзитера и гаранта существования украинской газотранспортной системы (ГТС). Об этом уже сообщил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.
«Я буду вносить предложения относительно определения минимальной цены на природный газ и нефть, с которых уплачиваются налоги. Потому что схема следующая: добыли газ, при себестоимости добычи с НДС… продали в офшор за 1,5 тыс грн, а дальше уже из оффшора обратно вернули по бумагам и продают на территории Украины по 6 тыс грн. Вы может и хотите бумаги перекладывать — оффшорные, не оффшорные — обмануть не удастся, в стране надо платить налоги», — заявил Яценюк.
Отдадимся, но не «Газпрому»
Расчеты за природный газ – это, пожалуй, один из самых болезненных вопросов российско-украинских отношений. Как осуществляются поставки этого топлива на Украину, и что случится, если их больше не будет?
Сегодня НАК «Нафтогаз Украины» публично объявил, что потребовал от «Газпрома» нового контракта по транзиту газа через Украину. Компания не отказывается от иска в Стокгольмский арбитраж к российскому газовому холдингу и продолжает оспаривать существующую сегодня цену газа из России (485 долларов за тысячу кубометров) для Украины.
Однако Украина хоть и говорит о реформе своей ГТС и передаче доли (до 49%) иностранным инвесторам из США и Евросоюза, но на самом деле и уровень износа этой системы, и неясность с транзитной загрузкой ГТС многих потенциальных инвесторов попросту пугают. Вполне вероятно, что киевские власти ведут закулисные переговоры по этому вопросу с США. И уже есть определенные и вполне конкретные договоренности, но пока широкая общественность о них мало что знает, за исключением очень «мутных» контрактов с американскими компаниями по добыче на Украине сланцевого газа.
При этом Украина не собирается признавать «Газпром» даже одним из ключевых партнеров и не хочет выстраивать с российской компанией рабочие отношения – в том числе и по модернизации ГТС, ветхость которой ставит под угрозу транзит топлива в Европу и выполнение российским газовым холдингом контрактов в Европе. С другой стороны, в «Газпроме» уже давно заявляют, что потеряли всякий интерес к ГТС Украины и теперь делают ставку на газопровод «Южный поток», который должен пройти, минуя территорию «незалежной».
Сланцевый газ Украины пахнет кровью
Сегодня украинские власти очень активно ищут альтернативу российскому природному газу. Среди основных вариантов — разработка собственных сланцевых месторождений и реверсные поставки из Европы. Запасы сланцевого газа, согласно экспертным американским оценкам, оцениваются в 4,5 трлн кубометров. При текущем объеме потребления этого газа хватит на 100-150 лет, а его стоимость окажется примерно в три раза ниже импортируемого.
Однако основные запасы сланцевого газа находятся на востоке Украины, где сегодня идут активные боевые действия с ополченцами. И тут само собой напрашивается целый ряд вопросов. Но ключевые из них: не потому ли Украина так ожесточенно проводит свою АТО, прикрываясь идеей «целостности» государства, и не потому ли США так активно подталкивают киевские власти к братоубийственной войне, провоцируя международную изоляцию России? Впрочем, ответы на них ждать, очевидно, осталось не так уж и долго. Экс-президент Украины Виктор Янукович заключил немало кабальных договоров с нефтегазовыми американскими компаниями. США с нетерпением ждут дележа «сланцевого пирога» — и тысячи загубленных в результате конфликта душ их мало волнуют. А украинская ГТС в американских планах очень даже может пригодиться. Но всему свое время…
Что же касается реверса «голубого топлива», то он уже осуществляется — из Германии через Польшу и Венгрию, но пока в достаточно незначительных объемах. Есть определенные договоренности со Словакией, но сегодня Украина неустанно жалуется, что «Газпром» якобы ставит палки в колеса и воздействует на своих зарубежных партнеров, которые могут потенциально «поделиться» с Украиной российским газом.
Последний десятилетний контракт на поставку Украине российского газа подписан в январе 2009 года экс-премьером этой страны Юлией Тимошенко. Согласно этому документу, стоимость газа привязана к ценам на нефть и пересчитывается каждый квартал (сегодня без скидок — 485 долларов за тысячу кубометров). Кроме того, контракт содержит условие «бери или плати», которое обязывает Украину оплачивать минимум 80% прописанного в контракте объема закупки, независимо от того, потребила она его или нет. Сегодня на Украине заявили, что помимо самого контракта требуют изменить и транзитный контракт, действие которого заканчивается все в том же 2019 году. Украинской стороне теперь не нравится и цена транзита, и точка приема европейскими потребителями российского природного газа.
«Южный поток» — кость в горле
Если вдруг Россия все-таки введет в эксплуатацию газопровод «Южный поток», во что сегодня уже верится не так сильно, учитывая тот накал страстей, который «заварился» на Западе из-за все той же Украины, то РФ будет поставлять свой газ в Европу по дну Черного моря, а его транзит через Украину упадет до символического объема. А это уже ставит под удар существование ГТС страны, признал председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в эфире украинского телеканала. Об этом же ранее говорил и украинский премьер Арсений Яценюк.
«Газопровод («Южный поток») заберет из украинского транзита потенциально до 60 млрд кубометров газа. Сейчас этот транзит уже 86 млрд кубометров. Раньше он был 110-120 млрд. То есть он уже упал из-за «Северного потока», — сообщил Коболев.
Согласно отчету «Нафтогаза», транзит российского «голубого топлива» через Украину в первом полугодии текущего года уменьшился на 7% по сравнению с январем-июнем прошлого года, до 36,571 млрд кубометров с 39,353 млрд кубометров. Получается, что в годовом выражении объем транзита через ГТС Украины обвалился до 73 млрд кубометров.
«Украина может оказаться в очень сложном положении. Главная проблема здесь — отсутствие партнеров. Приведу интересную цифру. Сейчас украинскую газотранспортную систему можно оценивать в промежутке от 25 млрд до 35 млрд долларов. Если не будет транзита, эта цифра будет меньше. Пожалуй, в два раза», — сокрушался Коболев, рисуя не очень радужную картину последствий отказа «Газпрома» от транзита газа через территорию Украины.
Вот почему НАК «Нафтогаз Украины» потребовал от «Газпрома» пересмотра контракта, имея ввиду и объемы газа, и условия транзита топлива через Украину до 2019 года.
Между тем Евросоюз, обвиняя Россию в гражданской войне на Украине, похоже, определился с «Южным потоком», открыто объявив, что это «не самый приоритетный» для Европы проект, и давать согласие на его строительство, видимо, не собирается, пригрозив «карой смертной» всем участникам проекта.
«На этой недели мы направили письмо в «Газпром» с требованием сменить транзитный контракт от 2009 года. Этот процесс также начат. Одним из элементов изменения транзитного контракта является внесение определенных изменений в методику учета газа, где он будет учитываться, как это будет контролироваться», — вещал на украинском «телебачення» Коболев.
Проблема одна – иска два
Киевские власти настаивает на повышении ставки за транзит и хотят получить в контракте гарантированные объемы транзита, хотя сама украинская сторона, заключив с Россией контракт, постоянно нарушала его условия, не выбирая должные объемы. «Нафтогаз Украины» в очередной раз пригрозил «Газпрому» подачей иск в Стокгольмский арбитражный суд, где уже рассматривается российский и украинский иски (объединены в одно делопроизводство) по оспариванию повышения с апреля цены российского газа для Украины с 268,5 долларов (льготная цена, которую получило правительство Януковича) до европейского уровня 485,5 долларов за тысячу кубометров.
«Нафтогаз Украины» был переведен российской стороной на предварительную оплату поставок топлива из-за хронической задолженности и нежелания погашать долг, который составляет уже свыше 5 млрд долларов. “Газпром” подал иск в Стокгольмский арбитраж о взыскании этой суммы с учетом условий заключенного в 2009 году контракта, а Украина в свою очередь требует от «Газпрома» 6 млрд долларов за якобы осуществленную переплату за газ с 2010 года. По мнению «Нафтогаза Украины», нынешняя цена российского топлива для Украины не является справедливой.
Глава «Нафтогаза» считает, что принятие предварительного решения Стокгольмского арбитража будет зимой текущего года, а может быть даже и осенью.
«Надеюсь, что где-то в сентябре мы уже сможем официально говорить в новостях о том, какой есть прогресс», — сообщил зрителям Коболев.
|