Крупнейшие российские нефтекомпании пытаются не допустить введения штрафов за нарушение сроков геологоразведки, которые предлагает Минприроды. По их мнению, рост платежей за пользование недрами в 100 раз может привести к сокращению трат на геологоразведку и даже к отказу от ее проведения на некоторых участках. Теперь в правительстве ждут от компаний альтернативных предложений, что, вероятно, сдвинет сроки принятия законопроекта, вступление которого в силу планировалось с 2018 года, пишет “Коммерсантъ”.
Руководители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» в конце октября попросили президента Владимира Путина доработать изменения в закон «О недрах», которые предполагают кратное — до 100 раз — увеличение платежей за пользование лицензионными участками, если их владелец затягивает сроки геологоразведки. Законопроект, подготовленный Минприроды, был внесен в правительство в начале октября. Подобные системы стимулирования применяются на шельфе Норвегии, Великобритании и США, заставляя владельцев лицензий быстрее проводить разведку. В Минприроды рассчитывают на сходный эффект, отмечая, что действующие ставки регулярных платежей позволяют недобросовестным пользователям в течение долгого времени держать участки недр исключительно для перепродажи. Изменения должны были вступить в силу с 1 января 2018 года, но, поясняют источники, знакомые с ситуацией, после протестов нефтяников утверждение документа в правительстве затянулось.
В письме нефтяников говорится, что введение подобных штрафов является «не вполне обоснованным». У участков из нераспределенного фонда, продаваемых на торгах, не всегда есть условия для поисковых работ, и они требуют доразведки. Так, по итогам аукционов в 2016–2017 годах из предоставленных под геологоразведку 108 участков около половины не содержали открытых месторождений и достоверных локализованных ловушек, а площадь некоторых была огромной — до 5,5 тыс. кв. км. Слабая изученность участков, отмечают в нефтекомпаниях, приводит к объективным задержкам в поиске и оценке, не позволяя уложиться в установленные сроки. При этом данные по запасам и ресурсам, включая виды полезных ископаемых, могут не соответствовать заявленным при выдаче лицензии, так что требуется новая модель изучения участка и продление сроков работ, говорится в письме. Помимо этого задержки могут возникать из-за длительных сроков получения разрешений и согласований, оформления различных прав, а также расположения участков в особо охраняемых зонах.
В компаниях указывают, что с учетом конкуренции за участки победители аукционов Роснедр, заплатившие только в 2016–2017 годах 9,3 млрд руб., «сами не заинтересованы в искусственном затягивании сроков». Если законопроект будет принят, это приведет к «необоснованному росту фискальной нагрузки», а размер регулярных платежей за геологическое изучение вырастет с 246,4 млн руб. в 2016 году до 18,6 млрд руб. в 2019 году, а это уже около 23% от объема ежегодных поисково-разведочных программ компаний на сухопутных лицензиях. Государство и так может отобрать лицензии за несоблюдение сроков разведки, указывают компании.
В Минприроды заявили, что уже обсуждали спорные моменты с компаниями. В министерстве подчеркивают, что законопроект нацелен на стимулирование ГРР, а не рост поступлений в бюджет. «Нам нужно, чтобы компании проводили геологоразведку по максимуму, потому что сейчас в России почти нет открытий новых месторождений»,— отметили там. В Минприроды поясняют, что общая с нефтяниками позиция состоит в том, что инструменты стимулирования геологоразведки отрасли нужны, но компании предлагают разработать альтернативные механизмы. Одно из предложений — если компании не разведывают участок в срок, они должны вернуть исторические затраты государства на первичную разведку, но проработанного механизма пока нет. Сейчас в Минприроды ждут детальных предложений по альтернативным механизмам от нефтекомпаний, которые они пока не представили.
Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов отмечает, что резкое увеличение регулярного платежа негативно отразится на пользователях недр, по объективным причинам превысивших сроки разведки — например, из-за задержки ввода региональной инфраструктуры, падения цен на нефть, финансовых санкций. По мнению эксперта, если вводить повышающий коэффициент, то целесообразно одновременно предоставить возможность вычета поисково-оценочных затрат из этих повышенных платежей, в таком случае платежи добросовестных недропользователей не должны вырасти.
|